Тарасова Ольга Эдуардовна, учитель-логопед 10.08.2020

Учитель-логопед

В Дошкольном отделении функционирует Логопункт, в котором осуществляет свою деятельность учитель-логопед

Тарасова Ольга Эдуардовна

Годовые задачи на 2019-2020 учебный год:

1.Диагностика речевых нарушений.

2.Профилактика нарушений речи

3.Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации

4. Формирование и закрепление правильного, отчетливого произношения нарушенных звуков

5.Формирование, коррекция и развитие лексико-грамматических категорий языка и развитее связной речи

6.Осуществление преемственности в работе логопеда и воспитателя с целью повышения эффективности коррекционной работы по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи.

7.Организовать работу с родителями по привлечению их к процессу устранения речевых дефектов своего ребенка.

8.Повышение своего профессионального уровня в работе.

9.Повышение профессиональной коммуникации(Посещение методических объединений логопедов дошкольных учреждений Северного округа г.Москвы., Ознакомление с новейшими методическими разработками в области логопедии., Участие в педсоветах., Посещение логопедических кабинетов района с целью обмена опытом., Работа по теме самообразования: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Коррекционная работа у детей с нарушением речи строится на основе:

1. «Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А. Каше, Т.Б.Филичевой.

2. «Программы обучения и воспитания детей с ФФН речи» Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Результативную работу учителя - логопеда обеспечивает тесное взаимодействие с педагогами групп, родителями, педагогом-психологом.

Советы родителям, чьи дети долго не могут заговорить

1. Больше говорить с ребёнком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.

2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «Дай ручку. Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребёнку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.

4. Пойте ребёнку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр. (Прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному: «Ух ты!» Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: «Ой, ай, уй». Ребёнку позволительно повторять только гласные: О, А, У.

6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

7. Не перегружайте ребёнка телевизионной, видео- и аудио- информацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

8. Не говорите при ребёнке о его отставании.

9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

10. Не дожидаясь, пока ребёнок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один – много).

11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

Характеристика речевого развития детей 2 - 3 лет

Различают активный и пассивный словарь ребенка, которые количественно не совпадают. Пассивный словарь гораздо больше, о чем свидетельствует понимание вопросов взрослого: где на картинке зайка, петушок, белочка, грибок? (Ребенок может показать, но не назвать эти предметы.).

От 2 до 3 лет словарный запас увеличивается в 3 - 4 раза по сравнению с предыдущим годом. В словаре преобладают существительные - предметы, которые окружают дома, на улице, в детском саду.

Начинает малыш пользоваться глаголами (спать, гулять, лает, плавает и т.д.), местоимениями (я, ты, мы), предлогами (в, на, под), прилагательными (большой, маленький), называет некоторые цвета (красный, желтый и др.).

В грамматическом плане речь несовершенна. Так как многие дети не произносят некоторые звуки, то и слова произносят неправильно ("ожка" вместо "ложка", "тол" вместо "стол" и т.д.)

Не согласовывают существительные с прилагательными ("большой яблоко"), допускают ошибки в роде существительных ("Куда пошел мама?").

Ребенок начинает понимать речь взрослых, воспринимать небольшие рассказы по картинкам, сказки, стихи. Отвечать на несложные вопросы: что делает собачка? (Собачка лает.)

Начинает осваивать диалогические формы речи. Может договаривать фразы из знакомых сказок, строчки стихотворений. Доступно отгадывание простых загадок, если в их тексте есть звукоподражательные слова.

Правильно и четко произносят гласные звуки [а], [у],[и], [о], согласные [м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х], иногда заменяют звук [х] звуком [к] ("сакар"), смягченно произносят звуки [т] и [д] ("там -тям", "дай - дяй"). Звук [ц] отсутствует или заменяется звуками [ть] или [с] ("тьветок", "светок").

Некоторые дети начинают правильно произносить звук ль, но часто заменят им звуки [л], [рь], [р] ("лека", "люка", "либа" вместо "река"," рука", "рыба").

При стечении 2 - 3 согласных иногда выпадают те звуки, которые они произносят в простых односложных, двусложных словах К 3 годам произносительная сторона речи у многих детей еще недостаточно сформирована. Не произносят сонорные звуки[ л] - [ль], [р] - [рь], шипящие [ш], [ж], [ч], [щ], свистящие [ц], [з] - [зь], [с] - [сь], поэтому речь еще недостаточно четкая.

Характеристика речевого развития детей 3-4 лет

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3-4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.

Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется звукопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т.д.). Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативная.

Постепенно дети подводятся к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого ("Курочка - ряба", "Колобок").

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Наблюдаются следующие особенности произношения: 1. cогласные звуки произносятся смягченно ("зюк" – жук, "сярик" – шарик); 2. cвистящие звуки [с], [з], [ц] произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся ("абака" – собака), заменяются: [c-ф] ("фабака" – собака), [з-в] ("ваяц" – заяц), [ц-ф], [с-т], [ц-т], [з-д]; 3. шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими звуками: ( "сапка", "зук"). 4. сонорные звуки [л], [р] пропускаются или заменяются на другие: ("ямпа" - лампа, "ыба", "лыба" - рыба).

Имеются особенности и в словопроизношении (слоговая структура слова), к которым относятся: - сокращение слова ("тул" – стул, "весипед" - велосипед); - перестановки слогов местами ( "шапля" – шляпа, "корвик" - коврик); - уподобление одного звука другим ("бабака" – собака); - слияние ("Мафеда" вместо Мария Федоровна); - добавление ("реблята" - ребята).

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качество предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500. Но наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красная шапка, красное платье); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.

Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка – сапка, жук – зук и т.д.).

У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков (л, р), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи.

Дети овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из их наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Таким детям необходима помощь логопеда.

У дошкольников 4-5 лет формируется осознание своих произносительных умений.

Характеристика речевого развития детей 5-6 лет

Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 - 3000 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-коричневый, темно-зеленый, легче, тяжелее и т.д.); слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло - стеклянный и т.д.).

Совершенствуется и грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька, и др.).

Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т.д.).

Стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей); образуют новые слова (хлеб - хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов взрослого. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.

В 5 -6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения.

Характеристика речевого развития детей 6-7 лет

Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500 - 4000. Активно используются в речи синонимы (веселый, радостный) и антонимы (далеко - близко). Начинают применять слова и выражения с переносным значением (трусливый , как заяц; хитрый, как лиса). Дети овладевают новыми понятиями (водный, воздушный, пассажирский транспорт и т.д.). Обогащение словаря происходит за счет точного называния качеств предметов (материал, форма, цвет, размер).

В то же время наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе детей. Это обусловлено особенностями развития и обучения, кругом их интересов и потребностей.

Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; изменяют слова в предложениях (я пошел гулять, они пошли гулять и т.д.), используют разные слова для обозначения одного и того же предмета (лиса, лисонька, лисица).

Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных (смелый - смелее), новые слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница), правильно употребляют глаголы (бегал - бежал, пришел - ушел).

Используют в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

В развитии связной речи происходят существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют не только односложные ответы, но и предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.

Дети без помощи взрослых составляют описательные и повествовательные рассказы не только по одной картине, но и по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Однако следует отметить, что у некоторых из них эти умения неустойчивы. Одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.

В возрасте 6-7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки ребенка к письму. Дети ориентируются в звуко - буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками, буквами. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы (врач - грач, банки - санки и т.д.).