Финалист конкурса "Учитель года Москвы-2016"
Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017 (зеленая зона)
Лауреат конкурса «Педагог года 2017»
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2017
Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник проекта "Курчатовский проект в московской школе"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Лауреат конкурса «Педагог года 2018», номинация "Педагог дополнительного образования"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Знак «Территория социального партнерства»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Северный административный округ

Научно-исследовательское общество "Карамзинисты"

Руководитель: профессор МПГУ Подругина И.А.

E-mail: karamzinist@mail.ru

Координатор: Рыжкова Н.А.

Школьное научно-исследовательское общество ― это добровольное детско-взрослое объединение личностей с целью проектно-исследовательской деятельности по постижению и позитивному преобразованию окружающего мира, развитию собственного творческого потенциала.

Задачи деятельности Научно-исследовательского общества «Карамзинисты»:

  1. Формирование представления о различных принципах и формах исследования окружающего мира, значимости их для сохранения и реализации собственной личности.
  2. Создание внутренней психологической установки на личностное развитие у каждого члена Научного общества.
  3. Формирование образа исследователя и мотивации к продуктивной совместной деятельности в парадигме ученик – учитель – студент – преподаватель вуза – специалист в определенной области.
  4. Осуществление проектирования деятельности по саморазвитию в соответствии с индивидуальными личностными и интеллектуальными потребностями, а также ценностными установками общества.

Заявленная образовательно-просветительская позиция может быть сформулирована как девиз Научного общества:

СОТРУДНИЧЕСТВО, СОТВОРЧЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ.

Формирование ценностной ориентации – Я не только познающий и присваивающий знание, но Я передающий знание другому – сверхзадача созидательной исследовательской деятельности члена Научного общества.

Идея объединения людей разных возрастных групп, профессий, национальностей на основе данной мировоззренческой установки послужила основой создания Научного общества «Карамзинисты».

Карамзинист в современном понимании этого слова – это человек, для которого дороги «души прекрасные порывы», стремление к творчеству, к развитию, к созданию позитивных, интеллектуально-этических отношений между людьми.

Система культурных координат Научного общества «Карамзинисты» задается на основе формирования образа «просвещённого человека» XVIII – первой половины XIX века. Наследование русской просветительской традиции, непосредственно связанной с задачей нравственно облагородить человека, передать ему необходимую сумму знаний и привить стремление к самосовершенствованию, закладывает личностно ориентированную основу проектно-исследовательской деятельности.

Научное общество как саморазвивающаяся система в рамках общих для всех учебных заведений задач гуманизации и гуманитаризации образования посчитало необходимым определить объединяющую учащихся и учителей идею, которая должна явиться гарантом его поступательного развития.

«В качестве идеологического инструментария, необходимого для воспитания здорового и свободного от рефлексии поколения, нужно выявить некоторый идеальный набор исторических фигур, на которых способно опереться национальное самосознание. Упомянутые личности истории должны быть всячески популяризуемы пропагандой, народным образованием и т.д. И фигуры эти необходимо выбирать по двум признакам: а) положительности (в чем, как ни странно, приходится убеждать отнюдь не глупых людей) и б) объединяющей роли на данный момент» (Е.П. Чудинова. Рифы имперской консолидации.// Главная тема, апрель-май, 2005, с. 190-191).

Личность Николая Михайловича Карамзина безусловно соответствует данным критериям. Н.М. Карамзин – великий писатель, общественный деятель, влиявший на решения царствующих особ, историограф, переводчик, путешественник и честный человек (такое определение дал ему А.С. Пушкин). Верно служа Отечеству, он был смел и независим в своих суждениях.

Разнообразие интересов, видов деятельности, широта круга общения Карамзина Н.М. (и с выдающимися современниками и, опосредованно, с жившими до него народами и их героями) дает возможность создать в учебном процессе проблемную ситуацию диалога и с ним, и с его окружением, и с деятелями Древней Руси и других стран, находившихся в поле живого интереса писателя.

Н.М. Карамзин считал делом жизни создать Историю Российского государства, чтобы сформулировать подходы к осмыслению, с одной стороны, всего негативного, разрушительного для развития страны и, с другой, ― позитивного, что может скрепить и создать сильное общество духовно богатых людей.

Он устанавливает нормы общественной ― общей ― жизни для многонационального населения России, показывает всю пагубность для отдельной личности и целых семей, племен, государств и т. п. неумения и нежелания выстраивать внутри- и межгосударственные отношения на основе принципов уважения и толерантности.

Его взгляд в прошлое и проявления собственного Я в реальной жизни отличают безусловная порядочность и стремление к объективности – качества, столь необходимые для определения перспектив развития всего человеческого сообщества и каждого индивидуума.

Эта личность находится на «перекрестке духовных дорог» выдающихся представителей русской дворянской интеллигенции ХIХ века ― А.С. Пушкина и писателей-философов его круга, оформивших в литературном тексте миропонимание человека русской ментальности.

Показательно, что имя Н.М. Карамзина нередко звучит в устных и письменных высказываниях наших современников, принадлежащих к культуроориентированной части общества, его слова часто цитируются представителями, причем разных по политическим ориентациям, партий, что в определенной степени свидетельствует о столь важном сегодня объединяющем потенциале этой личности.

Формальным основанием выбора этого имени послужил юбилей писателя, приходящийся на 2006 год, год фактического открытия школы. Другие основания должны быть найдены учителями и учащимися в совместной деятельности, которая, с одной стороны, наполняет знаниевый багаж обучающихся новыми культурно-историческими фактами или углубляет уже имеющиеся представления, с другой – создает условия для овладения ими различными способами деятельности, умениями и навыками.

Интересы одарённого ребёнка могут неоднократно меняться на протяжении различных периодов его взросления, могут полностью исчезнуть, а могут проявиться опять с новой силой. Главное ― сам ребёнок указывает нам путь поддержки его научной или художественной одарённости. При определении проблемы научно-исследовательской работы, записи в кружок, студию и т.д. необходимо руководствоваться собственными интересами и склонностями ребёнка. Проективную функцию поэтому имеет деятельность подразделений Научного общества ― Малых академий наук.

Основная цель, которую ставят перед собой Малые академии наук (МАНы) – создание информационно-обучающего пространства для детей с учетом их индивидуальных образовательных интересов к определённой области науки. Стремление объединить обучающихся на основе понимания того, что культура, её познание и её созидание, является тем центром, вокруг которого должна сосредоточиваться духовная и нравственная жизнь человека, – главная созидающая задача каждой Академии.

Основанием для развития целой системы МАНов послужила эффективная деятельность Малой академии наук «Начало» обучающихся начальной школы по формированию образовательной среды для стимулирования и поддержки одарённых детей с первого класса.

Научное общество «Карамзинисты» благодаря усилиям её членов, их желанию сделать его работу продуктивной представляет из себя весьма эффективную структурно-содержательную парадигму: Малые академии наук как более крупные структурные подразделения аккумулируют и направляют деятельность клубов Научного общества.

Специфичность каждой Малой академии заключается не только в выборе для исследования конкретной научной сферы, но и в особенностях деятельности каждого из клубов, входящих в определённую Академию.

Клубы Научного общества – это разнообразные учебно-образовательные объединения в рамках каждого МАНа, создающие условия для личностного развития ученика, включения его в различные виды культуроформирующих отношений.